Темы Дня. Страницы истории. Год 2009. Генри Форд.

Что это был за человек? Как жил? О чём думал и мечтал? Что это было за время, в котором жил Генри Форд? Какие люди его окружали? Как строились его отношения с этими людьми? Ответы на эти и другие вопросы навсегда скрылись от нас там – в Стране Белых Туманов.

Ложь и правда. Русская рулетка. Т. Мору и С. Есенину. Послесловие.

Aliaksandr Astanevich

Сатирический журнал

На тему дня.

 

Главная страница сайта

Это странное слово "Политика"

Проект, который никому не нужен

Город и экология

Фото-альбом

Стихи

Автор о себе.
Книга
I.

Заметки

на полях

Aliaks7

Темы дня. Приложение.    Июнь 2009 года.     Генри Форд.

Повесть из цикла "Страна белых туманов". Страницы истории.  

Специальный выпуск в сатирическом журнале "Aliaksandr Astanevich "На тему дня".

Оглавление.

Ссылки.

Сноски.

Переходы.

Фотоматериалы.

 

 

 

 

Страна  белых  туманов.   

(Весёлые и поучительные странички для детей и взрослых)

 

 

От автора.

Сегодня, когда начался самый светлый праздник у ваших учителей – летние каникулы, мы начинаем новую рубрику и начинаем её с повести о человеке, имя которого хорошо известно каждому жители Земли.

Генри Форд. Что это был за человек? Как жил? О чём думал и мечтал? Что это было за время, в котором жил Генри Форд? Какие люди его окружали? Как строились его отношения с этими людьми? Ответы на эти и другие вопросы навсегда скрылись от нас там – в Стране Белых Туманов. Но сегодня мы сделаем первую попытку на нашем сайте нарушить её вековую тишину и спокойствие.

Повесть печатается в сокращении. В полном объёме она будет опубликована после завершения работы над книгой "Это странное слово "Политика"". Иначе было бы трудно понять, почему автор пишет такие, мягко говоря, непонятные вещи. Наберитесь терпения. И не спешите делать выводы, если что-то и в публикуемом материале, покажется вам несправедливым или даже обидным. Надеюсь, всё станет на свои места, когда обе повести будут опубликованы в полном объёме.

И не будем скучать. Впереди всё лето.

_______________________________________

Aliaksandr Astanevich

1.06.2009г.

 

 

 

Оглавление:

 

Страна  белых  туманов.

Форд.

Глава первая.  Детройтский чудак.

1. Деревня.

2. Сарай.

3. Город.

Глава вторая.  Детройтский воротила.

4. Мечта.

5. Особняк.

Глава третья.  Детройтский мыслитель.

6. Белый Пегас.

7. Обыватель.

Глава четвёртая.  Детройтский магнат.

8. Детройт.

9. Дворец.

Рекомендуемая  литература:

Таблица основных ссылок и переходов:

Примечание:

Интересные факты и гипотезы по затронутым в рассказе темам.

 

(печатается в сокращении)

_____________________________

 

 

Форд.

(повесть для детей и взрослых)

 

Глава первая.  Детройтский чудак.

 

 

Знаете ли вы историю жизни Форда?

Того самого, что если этот мир и не перевернул, то сильно приукрасил и разнообразил его?

Те, кто знает, может отдохнуть сегодня. А те, кто не знает, усаживайтесь поудобнее и послушайте эту занимательную историю. Много в ней интересного и поучительного.

Расскажу то, что помню.

Давно это было. И если в чём ошибусь или привру немножко, но самую малость, по привычке, то не обессудьте и не судите строго.

Так вот.

 

1. Деревня.

 

 

Жил в одной американской деревне мальчик. И звали его Генри. А фамилия у него была и того проще – Форд[i].

В общем, мальчик как мальчик. Ничего особенного ни в нём, ни в его фамилии не было. А только очень неспокойный был этот Генри, и жить, так как все, так, чтобы с рассветом вставать, джинсы надел и в поле – коров пасти, не хотел. Не по нему это было.

Это сейчас молодёжь джинсы натянет, и давай тёлок до утра пасти. Но и то, только с вечера. А так, чтобы с утра… 

Так вот.

 

И хоть был он старшим ребёнком в семье Уильяма[ii] и Мари[iii] Фордов, единственным помощником отцу после смерти его супруги и первым его наследником, а только о другой жизни мечтал. А ведь кроме Генри в семье Уильяма было ещё четыре малолетних ребёнка, не считая Маргарет[iv], которая умерла ещё в грудном возрасте…

 

Неспокойный был мальчик Генри. И поэтому, или по какой другой причине, а только очутился он в свои шестнадцать лет один одинёшенек в Детройте[v]

 

Это сейчас город как город. А тогда, в конце 19-го века, – провинция провинцией была. И что он в этой новой жизни увидел?

Так и мыкался с места на места, перебивался случайными заработками, пока не устроился однажды клерком в одну небольшую электрическую компанию.

И надо признать, способности у Генри были. В 16 лет он начал свою карьеру учеником механика, а в 30 лет уже был главным инженером электрической компании "Эдисон ильюминейтинг"[vi].

 

Но только  и тут он себе не изменил. Таким же шалопутом остался. И поэтому, когда дела у него в этой компании в гору пошли, когда предложили ему солидную должность – управляющего компанией, то одно непременное условие поставили: чтобы он отказался от своих ночных увлечений…

 

Нет, нет, вы не возмущайтесь. Рано вам ещё этим делом заниматься. Вот, кода доживёте до моих лет…

Но и тогда не советую. Одно расстройство нервной системы.

А здесь – дело серьёзное. Тут надо всё по порядку…

Так вот:

 

2. Сарай.

 

И здесь этот мальчик таким же неспокойным остался. Ничему ему жизнь не научила. Поэтому и жил не как все, и денег к 30 годам так и не скопил, и имущества солидного не нажил.

А только ошибаются те, кто говорит, что если человек к 30 годам не поумнел, то дураком и останется, а если к 40 годам деньгами не обзавёлся, то так и всю жизнь будет бедствовать.

Форд доказал обратное.

И хоть не было у него к 30 годам ни денег, ни дома приличного, ни, как многие в городе, если не все, считали, ума, ведь многие, если не все, считали его сумасшедшим, а только ему до всего этого, и дела не было. 

Были у него две вещи, которые всё это заменяли – мечта и сарай…

 

Вижу, как заблестели ваши глазки. Где же сейчас в городе сарай найдёшь. 

А я застал ещё то время, когда и в Минске они были. Тогда и на чердак и в подвал каждый ребёнок мог попасть. И тут главное было первым свободное место занять, а потом уже его удерживать…

И во времена Форда в Детройте в этом недостатка не было.

Вот один такой сарайчик на горе своим соседям и облюбовал себе Генри.

 

И была у него мечта.

Очень благородная мечта. Но именно за это благородство его помешанным и сочли. А мечта красивая.

Хотел он всех лошадей от тяжкого труда освободить. Чтобы не мучились больше, не развозили нас по всяким улицам и другим неудобным местам. И для этого решил Генри сделать безлошадную коляску.

 

С коляской всё решилось просто. Собрал быстро. И без всяких лошадиных премудростей.

А с двигателем и всем остальным большие проблемы вышли. Много лет, изо дня в день, из ночи в ночь, из года в год, колдовал он над своим изобретением. И сколько раз казалось, что всё получилось: и грохотало на всю округу, и искры во все стороны летели, и вращалось что-то, а только выкатит свое творение на улицу, проедет с высоко поднятой головой несколько десятков, а то и сотен, метров, а назад, в сарай, уже вручную её толкал на потеху всему городу.

Вот и устраивал он ночные испытания, втайне от всех.

Только какая же тут тайна может быть, если это мотор, как современный реактивный двигатель ревел. Тут каждый, кто в чём был, а все у окна: Форд поехал. К утру на себе свою колымагу в сарай притащит…

 

Вот и поставили ему в Электрической компании условие[vii], чтобы отказался от своих ночных увлечений и горожане смогли бы выспаться и с утра с бодрым настроением начать свой хорошо известный и размеренный трудовой день.

Но не таким был наш Генри. Мечту на должности не разменивал. Неудачи лишь укрепляли его.

 

И много позже, когда был он уже главным инженером другой компании - "Детройт отомобил компани"[viii] подтвердил он это. На это раз уже он был недоволен, и недоволен тем, что не он решает какие автомобили и как выпускать, и по какой цене их продавать. И не найдя понимания у своих партнёров по бизнесу, бросил дело и снова вернулся в свой сарай.

 

И опять что-то грохотало, искрило, а порою и взрывалось в этом сарае.

И где были все эти антитеррористические группы? Куда смотрели ЦРУ и ФБР? О чём думала городская интеллигенция в муниципалитетах и всяких там национальных собраниях? Как допустило это общественность? Одному Богу известно.

Другое было время.

 

3. Город.

 

А только недаром говорят: терпение и труд всё перетрут.

И всего этого Генри не надо было занимать. А учился он на собственных ошибках…

 

Это сейчас все хотят получить образование в лучших колледжах и университетах.

А чему там могут научить?                                

Тому, что при царе Горохе было известно?

Нет, с этим революцию не сделаешь.

Вернее, социальную сделать можно. А вот техническую – никогда.

Форд учился на собственных ошибках. И зачётной книжкой ему был собственный лоб, на котором то и дело появлялись куда более внушительные отметки – синяки и шишки.

 

И вот уже преодолено рекордное расстояние в одну милю. Вот уже, развернув машину вручную задом наперёд, он и сам, без посторонней помощи, на собственном изобретении вернулся к своему сараю. Вот уже налажено и рулевое управление. Введена система водяного охлаждения. Установлены вентиляторы. Скорость достигла 30 миль в час. Получено на его имя первое в США разрешение на вождение транспортного средства без лошадей…

И хоть лошади всего этого и не одобрили, и всякий раз, увидев Генри на его изобретении, норовили в соседнюю улицу свернуть, но разве это остановит новатора?

Настало время заявить о себе и своём детище в полный голос[ix].

 

И этот голос прозвучал.

Прозвучал на ипподроме в Гросс-Пойнте[x], во время первых автомобильных гонок.

Его первым и единственным соперником стал Уинтон из Кливленда. А точнее, не сам Уинтон, а нанятый им для состязаний гонщик. И хотя Кливлендский зазнайка и назвал свой автомобиль "Пулей", в то время как Генри присвоил своему питомцу собственную фамилию – "Форд", никакие ухищрения не помогли.  Исход битвы был предрешён сразу после старта. Оторвавшись далеко вперёд, Генри не оставил никаких надежд заносчивому сопернику и с ошеломительным успехом завершил состязание.

 

Много лет он шёл к этому успеху. Лучшие годы жизни, вся молодость, были посвящены этой цели.

И вот уже город, некогда объявивший его сумасшедшим, признал его своим кумиром. Хотя ничего не изменилось в его положении. Не прибавилось денег[xi] и власти, а именно в этом многие современные публицисты видят залог успеха, но прибавилось количество друзей и страстных почитателей, показывающих на него пальцем: "А ведь я знал этого парня, когда он ещё начинал возиться с этой колымагой", - страстно повторяли они снова и снова друг другу.

Оживилась жизнь, словно новая звезда засияла над Детройтом. Будто бы только сейчас и зажглась…

 

За первым успехом последовали и другие.

Со скоростью 30 миль в час по зимнему льду проехал он целую милю, побив рекорд самого Вандербильда, и тут же на льду отпраздновал свою победу с друзьями. Но и это не принесло ему ничего, кроме славы отчаянного парня. И тогда он решил поставить автомобильные гонки на должную высоту, сконструировав для участия в них специальные гоночный автомобиль с четырёхцилиндровым двигателем мощностью восемь лошадиных сил. И назвал её "999". Для участия в гонках 1903[xii] года был приглашён велосипедный гонщик Бэрни Олдфилд. И снова сокрушительный успех. На полмили на трёхмильной дистанции опередил других автомобиль Форда.

Город ликовал.

 

Вот только банкиры и крупные воротилы бизнеса, на которых так любят уповать наши правители, остались немы и равнодушны к происходящему. Они судили деньги только под залог. Но что можно дать за сарай, да за повидавшее виды авто.

 

Полжизни шёл Генри к этому успеху. А пришёл к нему, достиг его, и с тем же пустым карманом и остался.

Уже подрос его единственный сын и наследник Эдсел Брайант[xiii]. И сколько ещё жена Генри, Клара Джейн[xiv], провожая супруга на очередные испытания авто, с порога будет смотреть вслед ему, думая только об одном: вернётся ли? Вернётся ли живым и здоровым? 

 

И тут снова права русская пословица: не имей сто рублей, а имей сто друзей.

И именно они, новые друзья, клерки, бухгалтера, торговцы и кочегары, поверили в него и вложили в его предприятия нажитые ими деньги, оставив за собой 51% акций новой компании. За ними вложили свои скромные сбережения и другие жители города. И тут никто не говорил, что мало, не кривил губы. Кто сколько мог, столько и дал. В счёт акций новой компании братья Додж[xv] согласились поставлять ей моторы, а Детройтский плотник предоставил для размещения производства свои мастерские.

Со стартового капитала в 28 тысяч долларов начало свою жизнь новая "Фордовская автомобильная компания" (Ford Motor Company).

 

И ожил город. А вернее, зажил новой неизвестной ещё ему жизнью. И в накладе не остался, получив от нового промышленника немало средств и пожертвований на своё развитие, став тем Детройтом, каким мы знаем его нынче.

И уже ничего не мешало Генри приступить к осуществлению второй части своей мечты: посадить в эти автомобили всех американцев.

 

 

Глава вторая.  Детройтский воротила.

 

4. Мечта.

 

А какой красивой казалась эта мечта сначала.

"Автомобиль для всех[xvi]",- повторял Форд снова и снова.

Но для того, чтобы посадить в автомобили всех американцев, нужно было решить две исключающие друг друга задачи: снизить цены на автомобили, чтобы сделать их доступными для каждого американца, и поднять доходы американцев[xvii], чтобы повысить их покупательную способность.

 

Подняв зарплату, снизить стоимость!

Так рождаются настоящие уродцы!

И именно такими и были его автомобили. И немало анекдотов ходило по этому поводу. Множество каверзных статеек состряпали на него журналисты популярных газет. Но сам Форд этого и не скрывал. Он к этому и стремился. Он умел мечтать и достигать желаемого. И создавая этих уродцев уверенно шёл к достижению своей цели…

И это как раз то, что не могут уяснить себе наши правители. Достижение цели возможно только при правильной постановке задачи. А так, чтобы стразу, и всё, и лучшего качества, по самой низкой цене, да ещё – натощак, это из области их личной фантазии…

 

Но на уродцах и красивых лозунгах далеко не уедешь. Для того, чтобы достичь две цели сразу, нужно решить гораздо более глобальные задачи, коренным образом реформировать систему управления производством, его организацию, подготовку и планирование, с одной стороны, и технологические процессы, с другой стороны. Нужна научно-техническая революция и революция в сфере управления производством. И Форд сумел решить поставленные задачи. Хорошая организация конвейерного производства, стандартизация и метрология позволили в кротчайший срок повысить производительность труда в 1,5 раза, существенно снизить себестоимость продукции, а, следовательно, создали условия для снижения стоимости продукции и повышения заработной платы работников предприятия[xviii].

 

Но и этого было недостаточно для того, что бы привлечь к себе лучших специалистов.

Форд успешно решает целый ряд социальных задач в области образования, медицины и досуга, вводит 8 часовой рабочий день, 6-дневную рабочую неделю...

Впервые им введён выходной день для работников предприятия.

 

Форд не сделал никакой научно-технической революции, а точнее, не он её сделал. Не он придумал конвейер, не он изобрёл автомобиль[xix]. Многие обошли его в этом, приняв на себя лавры первенства[xx]. Обладая прекрасными организаторскими способностями, он сумел собрать и объединить все лучшие веяния в области науки, технологии, организации и управления производством, вывести эти реорганизационные процессы на особый, только ему свойственный уровень. И хотя и он внёс свой собственный существенный вклад в решение этих задач, проявил не слабые новаторские способности, но не в этом его главная заслуга.

 

Форд сделал главную революцию в области политики и экономики, переориентировав отрасль с незначительной части обеспеченного населения на его широкие слои.

Фактически, задолго до Рузвельта Форд создал основы нового американского общества – общества потребителей, новых рыночных отношений, в которых высокая оборачиваемость промышленного капитала стала главной и определяющей их успех, а значит и успех компании, составляющей. Тут уже спекуляция была вынуждена отступить под мощным натиском нового конкурента - деловитости, а сверхприбыль получила новые, куда более мощные источники своего пополнения.

 

В кротчайший срок Форд превратил кустарную отрасль в хорошо отлаженное высокорентабельное производство, поднял на промышленный уровень и фактически создал автомобилестроительную промышленность, создал свою собственную теорию промышленного производства, определившую путь экономического развития не только Соединённых Штатов Америки, но и всего мира.

 

Но не всем это нравилось[xxi]. А точнее, многим его активность вовсе не нравилась.

Не нравилось и компаньонам. И прежде всего то, что Форд выпускает неказистые, примитивные и однотипные автомобили. И всё труднее было приходить к согласию.

Но и соглашаться с ними Форд уже не мог. Повышение цен приводило к снижению объёмов реализации, оборачиваемости капитала, а, следовательно, приводило к новому росту цен.

Да и не нужны уже были эти компаньоны. Только мешали они сейчас делу. Новый уровень – новые друзья в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Росло дело. И где-то глубоко в его недрах таяла мечта.

 

 

5. Особняк.

 

И вот тут нашу пословицу Генри прочёл в обратном направлении: "не имей сто друзей, а имей сто рублей". И для такой вольности были все основания. Ведь сейчас у него эти "100 рублей" были[xxii].

Форд уверенно приступил к выкупу доли своих компаньонов в капитале компании. И к делу этому отнёсся со всей ответственностью. Тут все средства хороши. Вплоть до роспуска слухов о выходе из закабалённой своими обязательствами компании и создании своей собственного предприятия по выпуску самых дешёвых автомобилей.

И это сработало.

Паника принудила бывших друзей Форда пойти на уступки новому хозяину жизни, не торговаться с ним, по сходной цене уступать ему свои права на компанию. Но и при этом, тот же Джемс Казенс, клерк угольной компании, который когда-то внёс в её уставной фонд крупный вклад в размере 1000 долларов, уступил своё право на владение компанией за 37 миллионов долларов и отправился доживать свой век в Вашингтон в качестве сенатора США от штата Мичиган. Даже здесь Американская звезда не изменила опытному коммерсанту. Но поговаривают, что и тут не обошлось дело без Генри. В благодарность за его сговорчивость, так сказать.

Да и свой человек в Сенате никогда лишним не бывает.

Росло дело. И где-то глубоко в его недрах гибла мечта.

 

Набирала силу новая буржуазная жизнь Генри Форда. Жизнь тяжёлая, омрачённая бесконечными судебными разбирательствами по искам бывших партнёров и конкурентов, многочисленными разоблачительными статьями в газетах и разбирательствами по поводу изложенных в них сведений, не всегда, надо сказать, справедливых, слухами, кризисами и забастовками.

Всё сложнее становилась конкурентная борьба[xxiii]. Джин, выпущенный им из бутылки, начал работать против него. И уже невозможно было отступить от провозглашённого им принципа: самые низкие цены при самой высокой зарплате. Тут уже надо было либо от чего-то отказываться, и тогда уже проиграть борьбу, либо усиливать снова и снова то, что "левые" назовут "потогонной системой".

И тут уже было не до мечты. Тут всё, как в "Угрюм-реке".

Вот только результаты совсем другие.

И тут Генри повело…

 

 

Глава третья.  Детройтский мыслитель.

 

6. Белый Пегас.

 

Каких только нелепостей не писали про него в газетах. Но самой популярным было то, что Форд,  бывший главный инженер "Эдисон ильюминейтинг компани", бывший главный инженер  и совладелец "Детройт отомобил компани", основатель и руководитель "Форд Мотор Компани" и читать-то не умеет. И надо признать: Форд сам давал повод для таких обвинений.

Однажды, вовремя судебного слушания, он зачитывал цитаты из Библии, держа книгу вверх ногами, и когда на это обратили внимание и поднялся смех, он легко парировал обвинение: "Для того, чтобы цитировать Библию, мне не нужно её перечитывать", - невозмутимо сказал он обидчикам.

В другой раз во время судебного следствия он отказался зачитывать вслух предложенные материалы, сославшись на то, что забыл дома очки.

А ещё эта книга выпущенная группой товарищей от его имени…

 

В общем, основания для слухов конечно были. Но оставим эти нелепые обвинения на совести тех, кто их выдвигал. Наиболее солидные журналисты находили более правдоподобное объяснение: "Форд плохо произносил некоторые сложные слова, которые находились в этих текстах". И тут надо вспомнить и о его возрасте и о той непростой жизни, какую прожил этот фермерский мальчик, сын Ирландских эмигрантов.

Вроде бы и так. Но тогда, как же он цитировал эти тексты?..

 

И тут Генри завело.

Словно в отместку обидчикам, он, якобы не умеющий читать, начал писать и издавать одну книгу за другой. Правда, и тут возникло сомнение: он ли пишет? Но, как бы то ни было: сам ли он писал, диктовал секретарю или нанял для этих дел маститого писателя, а только авторство их никто оспорить уже не смог. Да если бы и смог, захотел бы?..

 

Как бы то ни было, в 1922 выходит его книга "Моя жизнь и работа", которая уже через год переводится на русский язык и издаётся в Советской России. Не из неё ли взял название для своего шедевра автор "Майн камфа". В 1926 году - "Сегодня и завтра", а в 1930 - "Движение вперёд". Тут каждое название словно из передовиц нацистских и большевистских газет.

 Но не только диктаторы питали слабость к Форду и его детищу. Идея создания функционального, а по сути – высокопроизводительного рабского общества, пленило в равной степени и тех, кто называл себя демократами и социалистами, христианами и интернационалистами. Хотя последним для оптимизма Форд не оставлял никакой почвы.

Ещё в 1910 году группа авторов, как я говорил, под его именем издало наделавшую много шуму книгу "Международное еврейство". И хоть самому Генри потом не раз пришлось за это оправдываться и краснеть, а только факт остаётся фактом: книги Форда активно использовались для нацистской пропаганды.

С Советской пропагандой всё обстояло сложнее. Тут мнения разделились. Одни не могли простить ему антисемитизма, другие – Тейлоровщины, а третьи – вовсе не воспринимали его только за то, что они называли "классовой чуждостью". Здесь надо признать, что плюрализм мнений в то время в Советской России был, чтобы про неё не писали. И это создавало благоприятные условия для развития этих разногласий и сомнений.

Но не было этих сомнений у Ильича, как не было их у других правителей, когда решались вопросы, чьи автомобили покупать, кому выдать концессии, где обучать молодых специалистов и на чей опыт опереться при строительстве Сталинского автомобильного завода. Ленинский лозунг "черпать обеими руками всё лучшее" у классовых противников пролетариата искупал любые сомнения.

 

Но надо отдать и должное Форду. Его книга «Моя жизнь, мои достижения» действительно стала "классическим трудом по научной организации труда". Но всё-таки и его творчество породило множество споров в ещё только вступившем в безумный век обществе, стало камнем раздора и в самой компании. И это обстоятельство не могло не вызвать широкой полемики, которая не замедлила развернуться на страницах не только американских газет, вызвало волну осуждений и упрёков в его адрес со стороны как профсоюзов и общественных организаций, так и со стороны его компаньонов и коллег по бизнесу. А это уже серьёзно мешало делу. Его делу…

 

С критикой фордизма выступали и многие известные политики, и не менее известные и популярные в то время писали. Среди них чаще упоминается имена авторов романов «О дивный новый мир» О. Хаксли[xxiv] и «Автомобильный король» Эптона Синклера[xxv]. Многие описанные в них события легли в основу и этого рассказа.

И как бы ни менял в последующем свои политические позиций сам Эптон Синклер, насколько не были бы политизированы его произведения, это не меняет существа дела, и недооценивать значение этих произведений, их роли в формировании общественного мнения было бы ошибочным.

Об этом читай ниже.

 

 

"Я принял теорию реинкарнации[xxvi], когда мне было двадцать шесть лет", говорит Форд в интервью «San Francisco Examiner» 26 августа 1928 года. И если верить этому признанию, то принял он её ещё за четыре года до создания своего первого автомобиля.

"Религия не давала мне объяснения данного феномена", – говорит он дальше, – "а работа не приносила полного удовлетворения. Работа не имеет никакого смысла, если опыт, накопленный в одной жизни, мы не можем использовать в другой".

 

Но что-то заставляет критически отнестись к этим словам. Ведь в 26 лет он не мог и мечтать о том, чего достиг в 63 года, когда говорил эти слова. Тогда и успеха никакого не было. Одни разочарования и дурная слава. А в 63 года он и не думал откладывать свои дела на следующую жизнь. Он торопился жить, расширяя и укрепляя собственную империю, хотя и не являлся уже президентом собственной компании.

 

Но многие из его последователей после этого увидели в себе Форда.

И кто знает, может быть, именно на это и были рассчитаны его слова. Может быть, поэтому он держал Библию вверх ногами, когда цитировал её?

Но не слишком ли много мистики для одного делового человека?

 

 

7. Обыватель.

 

Но мистики не бывает много. Она либо есть, либо её нет. И чтобы понять Генри, понять, почему такое с ним случилось, нужно хорошо прочувствовать время, в какое он жил и создавал своё детище.

 

Средневековые устои жизни уже не могли отражать интересы научно-технического прогресса и всё возрастающие потребности общества, встали преградой на их пути, и это способствовало активизации общественной мысли, обострение борьбы за свои права, за расширение этих прав между различными слоями общества и теми, кто считал, что отстаивает интересы государства.

И не важно, кто это был рабочие стачкомы, женские комитеты, политические партии или национально-освободительные движения. Противник у всех был один – действующая власть. Обострилась борьба между обществом и государством. Государство перестало отражать интересы общества, если, конечно, хоть когда-то их отражало. А общество всё чаще переставало руководствоваться интересами государства, выросло, окрепло и требовало создания условий для своего дальнейшего свободного развития, без которого невозможно никакое движение вперёд.

 

Но говоря об обществе, мы, конечно, имеем в виду его незначительную часть, не то, что получило хорошее образование, а то, что осознало самого себя и способно защищать свои права и интересы. То есть то, что составляет меньшинство населения. А между этим обществом и действующей властью и разместился основной его массив, главная, решающая судьбу любого спора сила – обыватель. Чью сторону он займёт? От этого во многом зависит исход дела.

Вот только обыватель этот, каким бы разнородным он не был, хоть и любит поворчать, побуянить иной раз, а потом и покаяться: бес попутал, ни к чему этому и не готов, и по инертной природе своей всегда тяготеет к стабильности: пусть будет всё как есть, будь оно не ладно, а лишь бы не было войны.

И ничего постыдного в этом нет. Это закон жизни. Здесь всё как в Библии: каждому своё. И кому, как не обывателю знать: если пойдёт обыватель на обывателя, тут добра не жди, а толку не будет. Как был он обывателем, так обывателем и останется. Ведь обыватель – это народ, это институт самосохранения нации и её гибели.

 

И никакой мистики в этом нет. Всё как не нами заедено и положено. Мистика – это продукт синтеза страха и предвкушения неизбежного, их взаимного перевоплощения. Это защитная реакция ничего не понимающего и неприспособленного к новым испытаниям человека, его духовной оболочки.

"Это помогает успокоить ум, – говорит в том же интервью Форд, – Я бы очень хотел поделиться со всеми умиротворением, которое приносит такое видение жизни".

 

Рушились привычные устои. Рушились представления о морали и нравственности. Рождались великие идеи переустройства мира. В общем, всё было как сейчас. И это порождало страх и неуверенность в завтрашнем дне в среде обывателей, а, следовательно, и создавало все условия для рождения множества различных мистических идей.

 

Но был ли Форд мистиком на самом деле?

В это трудно поверить любому технократу.

И тут надо взглянуть на мистику с другой стороны. Есть у неё и другие привлекательные свойства.

 

Мистика готовит общество к неизбежности, приучает к покорности, подчиняет людей чужой воле, и в силу этого становится удобной для любой власти.

Мистика – это продукт власти и средство её достижения.

И здесь учения Форда и Нацизм нашли друг друга.

 

Они оба: Форд и Гитлер, происходили из бедных семей, мечтали о славе, стремились к успеху и долгое время не могли всего этого достичь. Они оба жили вдали от столичных городов и строили свой новый мир. Их обоих почитали сумасшедшими, унижали, как им казалось, непризнанием их гения. Они оба очень долго стремились к власти и несмотря ни на что достигли её. Они оба были простыми обывателями и нашли, если не самих себя, то свою поддержку и опору в мистике.

И кого могли удивить их взаимные симпатии друг к другу.

Наперекор общественному мнению Генри шёл к этому долгое время, также стремительно и упорно, как и в бизнесе, хорошо сознавая, что и для чего он делает.

Так в чём же здесь мистика?

 

Форд не был больше технократом, новатором и изобретателем.

Он был владельцем крупной компании. Хозяином собственной империи.

 

 

Глава четвёртая.  Детройтский магнат.

 

8. Детройт.

 

Слишком долго шёл он к этому. И вот сейчас в 1903 году получив новый шанс на успех, понимая, что другого шанса уже не будет, уцепился за дело, действовал стремительно, упорно и решительно, не щадя ни самого себя, ни своих подчинённых.

Но вот внедрено всё, что можно внедрить. Выпуск новой хорошо себя зарекомендовавшей модели автомобиля "Ford T" в 1908 году укрепил его положение на рынке и в обществе. В 1913[xxvii] году введена конвейерная сборка, организовано массово-поточное производство на заводах в Ривер-Руже и Дирборне, осуществлена типизация продукции, стандартизация и унификация деталей, осуществлён целый ряд других мероприятий, позволивший повысить интенсивность труда, внедрены новейшие разработки в области машиностроения.

И тут Форд сам стал заложником взятого им темпа. Научно-технический прогресс не поспевал за ним. Всё, по его разумению, лучшее уже внедрено. Что дальше? С чего извлекать новую прибыль.

 

И тут Форд не стал оригинален, применив хорошо известную систему Тейлора[xxviii] в управлении производством  и дополнив её хорошо известными средневековыми и первобытными пережитками.

Он по-прежнему повторяет снова и снова: "Люди приходят ко мне заработать деньги". Только слова эти приобретают уже совсем другой смысл.

Вместо аккордной системы оплаты труда снова вводится повременная оплата. Внедрена полицейская система управления производством, жёсткая дисциплина, шпионаж за действиями работников предприятия. Поощряется доносительство друг на друга. Создаётся собственная полиция. Запрещается деятельность свободных профсоюзов.

Словом, делается всё то, что и в современной Путинской России и Беларуси, в других странах так называемого СНГ и за его пределами.

И чаша терпения переполнилась.

 

В 1919 году под давлением профсоюзов и компаньонов Генри Форд уступил правление компанией своему единственному сыну Эдселу. И сейчас уже полностью мог посвятить себя литературным изысканиям и "перевоплощению в будущее".

Но и здесь Эдсел обошёл отца, предоставив ему возможность пережить собственного сына. И в 1943 Генри вновь возглавил Компанию. Но это скорее уже напоминало вынос святых мощей из гробницы. Живая легенда компании вернулась в неё, но ненадолго. И уже в 1945 году, в год победы над фашистской Германией, Генри навсегда покинул Компанию, передав правление ею своему внуку Генри Форду II.

Но это была уже другая история Компании.

 

Генри Форд умер у себя на родине в Дирборне 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет, пережив всех своих братьев и сестёр и собственного сына. И только престарелая женщина, его верная жена Клара Джейн Форд смогла оплакать и проводить его в последний путь, из которого нет возврата.

 

А город жил. И продолжает жить прежней размеренной жизнью.

Но только никто уже на улице не схватит тебя за рукав и, показывая вдаль пальцем, не воскликнет восторженно: "А ведь я знал этого парня, когда он ещё только начинал делать свою колымагу!"

________________________________________________________________

 

 

 В 2002 году без малого двухмиллионный город отпраздновал свой 200-летний юбилей. Хотя основан он был французами ещё в 1701 году, но статус города получил только в 1802. И всё-таки и его можно считать ровесником Санкт-Петербурга.

Он расположен на границе с Канадой, на реке Детройт, между озером Гурон и Эри, входящих в состав системы Великих озёр, и основная часть населения (около 3-х миллионов) предпочла жить в пригородах.

 

 Сейчас это пятый по населению и четвёртый по промышленному значению город США, крупный финансовый центр. Здесь разместились правления, заводы и структурные подразделения крупнейших автомобильных компаний  "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер", крупный центр по производству танков и военной техники, смежные с ними и другие предприятия.

Но есть здесь и общественный центр с ратушей и концертным залом, публичная библиотека, Уэйнский и Детройтский университеты, Институт искусств, Гринфилд-виллидж (музей американского быта) и многое другое, что нужно крупному городу и промышленному центру.

 

Выросли новые кварталы и дома, украшенные яркой иллюминацией. И по широким улицам непрерывным потоком, то и дело, сигналя и подгоняя друг друга, мчатся куда-то новенькие, сверкающие  в лучах ночных прожекторов, автомобили…

___________________________

 

9. Дворец.

 

Отошли в прошлое конвейеры. Их сменили автоматизированные линии и роботы. Только в слаборазвитых странах и отсталых производствах можно увидеть ещё эти пережитки прошлого.

Научно-технический прогресс шагнул далеко вперёд. И уже трудно угнаться за ним. Коренным образом изменилась и технология. Труд рабочего всё чаще и в большей степени приближается к инженерному труду. И это требуют новых навыков, совершенно иного стиля руководства и управления производством, иного образа мысли, жизни и управления странной. И для дальнейшего продвижения вперёд нужна полная, ограниченная только возрождёнными нравственными устоями и идеалами, интеллектуальная свобода, которую невозможно подменить никакими бутафорными центрами и парками новых технологий.

Нужен новый стиль управления обществом и новый уровень взаимоотношений между человеком, обществом и государством.

 

Но именно здесь нашла коса на камень.

И спустя 100 лет, пережив невиданную до сих пор научно-техническую революцию, общество вновь упёрлось во всю туже доисторическую преграду – собственную власть, не знающую другой цели, кроме цели самосохранения любой ценой.

Фордизм не только не изжил себя, но и оснастился сами современными техническими средствами: повсеместно установленными камерами наблюдения, прослушивающими устройствами, шпионскими программами, средствами контроля и надзора, скачивания, сбора и передачи "информации", поднялся до уровня всеохватывающей управленческой шизофрении.

 

Уже нет тайны переписки, личной жизни, банковских вкладов. Под видом борьбы с порнографией и терроризмом неоднократно принимались попытки ограничить свободу распространения информации в интернете. И если Америке Фордизм дал сытое рабство, то в СНГ отнял последнее в обмен на хамство и некомпетентность управления.

 

Так в чём же успех фордизма?

 

Трудно сказать, о чём думал Генри Форд, когда вернувшись к управлению Компанией в 1943, должен был выполнять военные заказы собственного правительства, направляемые на борьбу с его нацистскими приятелями.

Скорее всего, ничего не думал: бизнес есть бизнес. Здесь каждый борется за сохранение собственной империи.

 

Но ещё труднее представить, что думал бы он, окажись в наше время в наших условиях.

За одну его деятельность в сарае его можно было бы привлечь к ответственности на такой срок, что мало не покажется. Тут такой букет: от нарушения общественного порядка, несанкционированного производства, незаконного занятия предпринимательской деятельностью и всего такого прочего, до уклонения от уплаты налогов и нарушения требований пожарной безопасности, что не знаю: хватило ли бы ему жизни, чтобы рассчитаться за всё содеянное.

А эта ходьба по чиновничьим кабинетам...

Тут никаких средств кочегаров и домохозяек не хватило бы, чтобы покрыть все расходы.

 

Одно можно сказать с большей степенью уверенности: жизнь его была бы гораздо короче.

Так может и не нужна ему никакая реинкарнация?

Может и не рисковать вовсе?

Но тогда, в чём же гениальность его учения?

 

"Гений — это опыт", – говорит он в своём учении. И в чём его опыт?

 

В 1879 году шестнадцатилетним мальчишкой, бросив он отцовскую ферму под Дирборном, пришёл в Детройт искать себе новой жизни и счастья. 24 года жизни посвятил Генри своей мечте. И за следующие 16 лет не только осуществил свою мечту, но и полностью похоронил её.

 

Да, он посадил людей в автомобили. Но стали ли от этого они счастливее тех, кто ездил раньше на лошадях и не знал, что это такое? Общество, лишённое морали и нравственных идеалов вообще не может иметь представления о счастье. Зачем это ему…

 

"Работа не приносила полного удовлетворения", - жалуется Генри. И странно было бы, если бы принесла. Тут самое задуматься об реинкарнации.

 

И чего бы стоил его опыт, если бы в 1903 году клерки, кочегары, плотники и домохозяйки не поверили в него и не вложили бы в его предприятие свои заработанные деньги? Те самые кочегары и плотники, которых он потом поделил на категории.

 

Не знаю, вспоминал ли Генри про свой сарай в своей новой жизни, когда создавал свою философию.

Наверняка вспоминал.

Ведь там прошла его молодость, рождались мечты, и оттачивался опыт. Рождалось творение его рук и убеждённость в необходимости посадить в автомобили всех простых граждан Америки.

 

Может, в этой надежде и был его единственный опыт? Может в этом сарае и состояло всё его счастье? Ведь к нему возвращался он снова и снова, когда было плохо и неуютно в этой жизни, когда терпел неудачи и обиды, возвращался, чтобы снова обрести самого себя.

 

Ведь сарай – это дворец.

Главный дворец Генри Форда.

____________________________________________________________________

28.05.2009г.

Aliaksandr Astanevich

 

 

___________________________________________________

 

Рекомендуемая  литература:

 

Для детей среднего и старшего школьного, заинтересовавшихся этой темой, рекомендую прочесть Повесть о Фордовской Америке  Эптона Синклера "Автомобильный король", а также серию его романов о жизни Ланни Бэдде, о которых я писал в Примечании. Вы получите не только удовольствие, но и неидеологизированное представление об этом времени и людях, которые в нём жили.

 

Для детей старшего школьного возраста и взрослых, которые хотят получить более глубокие знания, рекомендую прочесть книгу В. И. Лана "США от Испано-Американской до Первой Мировой войны". В ней втор выходит за пределы скучной статистики и сообщает много интересных сведений, приводит высказывания известных людей и свои собственные суждения.

Всё это можно легко найти в вашей городской библиотеке.

 

А так же вы можете ознакомиться с историей Компании в интернете.

И, если у вас возникнут какие-то вопросы, пожелания или возражения, направить их в мой адрес. Сделать это можно открыв страницу "Ваша почта" в "Таблице ссылок" внизу страницы.

 

В заключение остаётся выразить благодарность энциклопедическим словарям Яндекса и собственной библиотеке  за предоставленную возможность уточнить многие интересующие автора подробности

и пожелать всем вам хорошего и долгого Лета.

_________________________________________________

Aliaksandr Astanevich

1.06.2009г.

 

Примечание внизу страницы.

 

[<<Я, семья и город.>>]                [<<Страна Белых туманов>>]     

 

[<<первая страница журнала>>]     [<<продолжение темы>>]     [<<начало темы>>]      [<<в оглавление>>]

_____________________________________________________

(продолжение следует)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица основных ссылок и переходов:

Внимание!

Здесь приведены только материалы, опубликованные на день последней редакции настоящей страницы.

Для просмотра всех материалов сайта перейдите в "Оглавление сайта". Щёлкните 

Оглавление сайта

HWScan21

Щёлкни по фотографию и уйди на главную страницу!

Но лучше задержись и посмотри то, что ещё не читал и не показывал своим друзьям.

Другие страницы:

Потешная

История:

Задорнов и

задоринки

Послесловие

Задорнов и

Задоринки. Часть II.

Улыбка Джоконды

.

2009г.

Главная страница сайта здесь →

Сатирический журнал: "На тему дня"

Главная страница.

Январь

2009г.

Февраль

2009г.

 Мартч. I.

Апрель ч. I.

Май

2009г.

Июнь 2009.

← Издаётся с 1.01. 2009г.

Автор о себе

Фотоальбом. 6 фотографий разных лет автора сайта.

 Март ч. II.

Апрель ч. II.

 Прил. Форд.

Второе полугодие:

Выпуск:

Июль 2009г.

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Дек. I часть

Декабрь.

Новогодний выпуск.

Альбом "автор о себе". Книга I

Воспоминания автора о себе и времени. Крушение Советской империи.

Приложения:

Летний

фоторепортаж

Грузинский мёд

Новый

Вавилон

Покровские ворота

Звезда Валаама

Дек. II часть

Дек. III часть

Краткий обзор прошлых выпусков:

2009 год
Оглавление

Январь

2009г.

Февраль

2009г.

Март

2009г.

Апрель

2009г.

Май

2009г.

Июнь

2009г.

Новая

книга. →

Я, семья
и город.

Весёлые и поучительные странички для детей и взрослых.

Второе полугодие:

Июль

2009г.

Август

2009г.

Сентябрь

2009г.

Октябрь

2009г.

Ноябрь

2009г.

Декабрь

2009г.

готовится →

В стране белых туманов.

Белые пятна нашей истории, забытые странички, гипотезы и многое другое.

Сатирический альманах "Грабли"

Не спи, Василий!

Не спи, Василий! Ч. II

Презервативы для президента

 

 

 

 

готовится →

В стране белых туманов.

Белые пятна нашей истории, забытые странички, гипотезы и многое другое.

Специальный выпуск: Грузия.

Апрельские

туманы.

Кавказ

Арман де

Коленкур

Русский

синдром

 Приложение: Грузия.

Новые  →

приложения.

Звезда Валаама

Новая

книга. →

Архитектура. Город. Политика.

Фотоальбомы. Статьи. Фельетоны на затронутые темы.

Отдельные книги и сборники:

Клубу юных сатириков.

Белорусская йога

 Клуб памяти Высоцкого

 

Летний

фоторепортаж

Новый

Вавилон

← Новые 

фотоальбомы

готовится →

Город. Быт и экология.

Какими были наши города, какими стали и какими могли бы быть.

Семейная библиотека для детей и взрослых:

 Фортуна.

Первомай

 Генри
Форд.

 

 

 

Новая

книга. →

 

Другие публикации:

История:

Булавинская

Россия

Право наций

Фото-

альбом

В гостях у бабушки.

Мир и экология

Детский цикл. Стихи

Сайт не ставил своей целью кому-то понравиться, но всегда будет рад вашему возвращению.

Наша цель - показать, что альтернатива всегда рядом.

Берегите свои мониторы и до скорых встреч. ↑

Мы работаем в прямом эфире.

Сопутствующие материалы и темы:

 

Устал от мрачных мыслей? Отдохни

Ямщик Никольский

Детство золотое.

Т. Мору и С. Есенину

Воробей

Маленькие генералы

Волчий цикл

Литвинка

 

Заметки на

полях:

Короткие мысли

Философские мысли

Короткие

истории

Об Иване

Сусанине

Такая

страна

На старые  темы

Чёрный

юмор

 

Вернуться в начало страницы

Все услуги сайта бесплатны! Здесь могут быть опубликованы Ваши авторские сочинения и материалы. Условия публикации - на главной странице сайта. 

mailto:Aleksandr-Astanevich@narod.ru .  Свои отклики и пожелания можете направить прямо сейчас

Другие адреса сайта

Aleksandr-Astanevich@yandex.ru

Aleksandr-Astanevich@yandex.ua

Aleksandr-Astanevich@yandex.com

Aleksandr-Astanevich@ya.ru

Aleksandr-Astanevich@narod.ru

Ваша  Почта

 

 

 

Примечание:

Интересные факты и гипотезы по затронутым в рассказе темам.

 



[i] Генри Форд (Henry Ford), родился 30 июля 1863 в семье ирландских эмигрантов на ферме близ Дирборна, штат Мичиган (США). Американский промышленник. В 1892–93 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (4 л. с.). В 1903 основал фирму "Ford Motor Company", которая существует и по сей день. Автор ряда книг. Умер 7 апреля 1947 в Дирборне.      [вернуться назад]

[ii] Уильям Форд (1826—1905). Ирландский эмигрант. Отец Генри Форда.    [вернуться назад]

[iii] Мари Литогот (O’Hern) Ford (~1839—1876). Ирландская эмигрантка. Мать Генри Форда. Умерла, когда ему было 13 лет.    [вернуться назад]

[iv] Генри был старшим сыном в семье. Братья и сёстры Генри: Джон (John Ford, ~1865—1927), Маргарет (Margaret Ford 1867—1868), Яна (Jane Ford, ~1868—1945), Вильям (William Ford, 1871—1917), Роберт (Robert Ford, 1873—1934).   [вернуться назад]    

[v] Генри прибыл в Детройт в 1879 году.     [вернуться назад]    

[vi] Электрической компании Эдисона (Edison Illuminating Company). Генри работал здесь с 1888 по 1899 годы. Сначала исполнял обязанности инженера-механика, а с 1893 – главного инженера компании.    [вернуться назад]    

[vii] Очевидно, компанию беспокоил не только престиж её руководителя, и то, что посторонние занятия отвлекают Генри от главного дела. Владельцы компании были фанатиками своего дела и считали, что будущее только за электричеством. Форд же работал над созданием автомобиля, работающего на жидком топливе. Последующая история  показала, что они были не так уж неправы.     [вернуться назад]     

[viii] Детройтская автомобильная компания. Форд был приглашён в управление компанией в 1899 году только как её технический руководитель, исполнял обязанности главного инженера компании и не мог влиять на её политику. Неудовлетворённость таким положением фактически в чужой компании вынудило его в 1902 году уйти из неё.     [вернуться назад]

[ix] Свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (4 л. с.) Форд создал в 1892–93 годы. Синклер указывает на то, что первый автомобиль был создан в апреле 1893 года. В то же время Генри получил на своё имя первое Разрешение от мэра города на вождение коляски без лошади. Необходимость этого была вызвана многочисленными жалобами со стороны извозчиков, которые окрестили машину Форда "Чёртовой каретой". Первоначально Форд использовал для автомобиля газовый двигатель. Но через 1-2 мили двигатель перегревался и распаивался. Тогда изобретатель установил систему водяного охлаждения с насосом и воздушным вентилятором. Форд продал свою первую коляску за 200 долларов и тут же соорудил новую, более лёгкую. Летом того же года на Уолл-Стрит произошла паника, вызвавшая кризис и снижение деловой активности в США. Первые автомобильные гонки состоялись уже после того, когда Форд ушёл из "Детройтской автомобильной компании", очевидно в том же 1902 году. Так описывает это Эптон Синклер. Между тем в датах и некоторых деталях романа есть явные разногласия. Фактически автор начинает отсчёт времени жизни Генри в Детройте с 1892  года. Другие источники указывают на то, что уже в 1879 году Генри был учеником механика и после этого работал механиком в различных компаниях Детройта.    [вернуться назад]     

[x] Ипподром недалеко от Детройта.    [вернуться назад]

[xi] Работая в электрической компании механиком в 1892 году Генри получал зарплату в размере 45 долларов в месяц.   [вернуться назад]

[xii] С тех пор проведение спортивных автомобильных гонок с участием различных компаний-производителей, стало традицией, живущей до сих пор.     [вернуться назад]

[xiii] Эдсел Брайант.  Единственный сын Генри Форда, президент Ford Motor Company с 1919 по 1943. Умер в 1943 году.     [вернуться назад]

[xiv] Клара Джейн Форд (в девичестве Брайант), (18661950). Жена Генри Форда.      [вернуться назад]

[xv] Спустя много лет они возбудят дело в суде против Генри Форда, обвинив его в том, что в нарушение договорных обязательств он резко расширил производство. Дело оказалось громким и привлекло к себе общественное внимание (смотри ниже). Генри Форд проиграл его. После этого он и распустил слух о том, что собирается открыть собственную компанию по выпуску самых дешёвых автомобилей.      [вернуться назад]

[xvi] В 1906 году будущий президент США Вильсон утверждал: "Ничто так не способствовало распространению в нашей стране социалистических настроений, как автомобиль. В сознании соотечественников он ассоциируется с надменным богатством, со всей его независимостью и беззаботностью". Спустя два десятилетия со стороны разных группировок звучит уже другая критика: автомобиль отвлекает от церкви. К положительным качествам относят то, что он также отвлекает и от политики. Генри Форд одним из первых усвоил эту истину. (Здесь и далее – В. Лан "США от Испано-Американской до Первой Мировой войны", дополненные сведениями из других источников и комментариями автора).  [вернуться назад]

[xvii] В 1900 году на предприятиях США, как правило, были установлены 10-часовой рабочий день и 60-часовая рабочая неделя. Заработная плата была немного выше, чем в Европе. Среднегодовой заработок у рабочих и членов его семьи углекопов составлял в США 550, в Англии 495, а в Германии 391 доллар США; в сталелительной промышленности – в США 663, а в Англии 4589 долларов. В Период с 1890 по 1900 годы численность рабочих в США увеличилась на 25%, а совокупно выплаченная заработная плата – всего на 23%. Шло снижение заработной платы. Во многом этом объяснялось увеличением прироста иммигрантов. [вернуться назад]        

[xviii] 5 января 1914 года Форд поместил в газетах сообщение, что на его заводах минимальная заработная плата устанавливается в 5 долларов за 8-ми часовой рабочий день. В 1914 году в обрабатывающей промышленности США рабочая неделя в среднем превышала 55 часов, а средняя недельная зарплата равнялась 11,01 доллара. Миниум, установленный Фордом, превысил среднюю заработную плату, выплачиваемую на других предприятиях в 2,5 раза.   [вернуться назад]

[xix] Первый автомобиль, работавший на электрических батареях, был сконструирован Дэвидом Саломонсом и появился на улицах Лондона в 1874 году. В 1885 году Карл Бенц в Германии построил первый автомобиль с бензиновым двигателем. В 1892 году во Франции автомобиль впервые получил пневматические шины. В том же году Уильям Моррисон из Де-Мойна в Чикаго продемонстрировал первый автомобиль в Америке, работающий на электрическом аккумуляторе. Появление "самодвижущейся телеги" в Чикаго вызвало такой интерес у публики, что понадобилось вмешательство полиции, для того, чтобы освободить улицу для её проезда. Форд считается третьим создателем автомашины в США.        

В 1900 году в Нью-Йорке была организована первая автомобильная выставка. 1/3 её площади занимали автомобили, работающие на электрических аккумуляторах, а почти всю оставшуюся площадь занимали автомобили с паровым двигателем. Но вскоре бензиновый двигатель вытеснил своих конкурентов.     [вернуться назад]          

[xx] Первый автомобильный завод в Америке, выпускающий серийную продукцию одной модели, был построен фирмой Олдса в Детройте в 1900 году. В первый год он выпустил 400 автомобилей, а в 1902 году производил уже 4000 автомобилей в год. При этом вплоть до 1905 года в СЩА было меньше автомобилей, чем в Англии.

Интересны и другие факты: в 1895 году в США было около 300 автомобилей. В 1900 – около 8 000. В 1910 – 468 000. В 1920 – свыше 9 миллионов. В 1972 – более 106 миллионов (из них – 86,4 миллиона легковых автомобилей). Только в 1965 году было произведено 9 миллионов 306 тысяч легковых автомобилей и 1 миллион 752 тысячи грузовых автомобилей и автобусов, после чего начался спад их производства.    [вернуться назад]        

[xxi] Многие недоумевали: почему Форд, имея возможность нанимать рабочих за 2 доллара в день, предлагал им 5 долларов. Конкуренты обвинили Форда в социализме. На вопрос "Нью-Йорк таймс": "Верно ли, что Вы социалист и решили не оставлять сыну большого наследства?", - Форд ответил, что шаг, предпринятый им 5 января 1914 года, представляет собой "простой акт социальной справедливости".

"Люди приходят ко мне, чтобы заработать денег…", - любил повторять Форд. Знающие люди язвительно завершали фразу: "… и купить машину Форда".

В действительности расчёт был значительно проще: высокая зарплата обеспечивала высокую заинтересованность в работе на предприятии, а следовательно позволяла не только в кротчайший срок произвести отбор наиболее ценных работников, но и принудить их "держаться за свои места". А это было очень важно для его дальнейшей реформаторской деятельности. Форд действовал только на основе строгих математических расчётов.

В Советском Союзе это опыт Форда использовался при заселении Сибири, районов Дальнего Востока, Крайнего Севера и Казахстана, для привлечения работников на отдалённые новостройки и предприятия оборонной промышленности.

Никакого "социализма в этом, конечно, не было. Форд снова слукавил, говоря о "социальной справедливости". Для решения его задач было достаточно платить людям по 3 доллара в день. Установив оплату в 5 долларов, Форд не только решал свои организационные задачи, но и наносил смертельный удар по мелким конкурентам, провоцировал профсоюзы, действующие на предприятиях крупных конкурентов. На собственном предприятии Форда действие профсоюзов было запрещено. Форд обескровливал своих конкурентов, вызывал их банкротство, а значит – и вызывал безработицу. Эти обстоятельства и вызвали шквал критики в его адрес со стороны конкурентов, общественности и газет.

Тот же эффект это и вызывало и в экономике Советского Союза. Только профсоюзы здесь были формальны, а предприятия не могли разориться. Но отток лучших специалистов с одних предприятий, отраслей и регионов в другие предприятия, отрасли и регионы вызвало тот дисбаланс, преодолеть который так и не удалось.       [вернуться назад]

[xxii] Массовое производство, по расчетам Форда, давало возможность одновременно с повышением заработной платы снижать цены на продукцию его заводов, намного увеличивать прибыль. И он не ошибся. Знаменитая модель "Т"  Фордовского автомобиля снизилась в цене с 950 долларов в 1909 году до 290 долларов в 1924 году. В то же время капитал компании рос как снежный ком. В 1903 году, когда он создавалась, её капитал составлял 28 тысяч долларов, было выпущено 195 автомобилей. Через 20 лет заводы Форда выпускали более 2 миллионов автомобилей в год. Состояние компании в 1924 году оценивалось в 750 миллионов долларов. [вернуться назад]

[xxiii] Первая американская автомобильная компания появилась в 1896 году. За последующие 10 лет появилось более 1000 таких компаний. К концу первой четверти ХХ века из них осталось только 15.  [вернуться назад]        

[xxiv] Хаксли (Huxley), Олдос (1894-1963). Английский писатель. Автор  ряда романов и рассказов на социальные и политические темы, сатирических и фантастических произведений. Его перу принадлежат "Шутовской хоровод", 1923, "Контрапункт", 1928, "Обезьяна и сущность", 1949, "Врата восприятия", 1954. Последние романы были оценены Советской идеологией как реакционные. В сатирическом романе "О дивный новый мир" в пародийной форме высмеял идеи фордизма, обожествив Форда и его детище – Конвейер. Объявил начало новой эры человечества с 30 июля 1863 года (день рождения Форда), деление людей на 5 категорий (согласно номенклатуры предприятия"),  необходимость крещения буквой "Т" в честь известного Фордовского джипа и т.д.   [вернуться назад]

[xxv] Синклер (Sinclair), Эптон (20.09.1878-25.11.1968). Американский писатель. Принадлежал к движению "разгребателей грязи". Автор около 80 романов, значительная часть которых переведена на русский язык. Долго исповедовал социалистические идеи, за что его творчество было высоко оценено Лениным. В одно время возглавлял компартию США. Некоторое время выступал против политики СССР, за что был признан коммунистической идеологией "антисоветчиком". Общей отличительной чертой всех романов является искренность, человеколюбие, непримиримость с любой несправедливостью и насилием, общая социальная и антифашистская направленность. При этом в них всегда находится место и для описания романтических приключений героев, происходящих из разных слоёв общества. Творчество Синклера отличают также лёгкость языка, ясность мысли и, конечно же, что для нас очень важно, чувство юмора. Наибольший интерес представляет серия из 11 романов об истории жизни Ланни Бэдда, отражающие историю первой половины XX века на фоне простой человеческой жизни и естественных человеческих отношений. На русский язык было переведено только первые два романа: "Крушение мира", 1940, и "Между двух миров", 1941. Выпущенный в 1942 новый роман "Зубы дракона" был удостоен в 1943 году Пулитцеровской премии. Остаётся надеяться, что когда-нибудь будут переведены и другие произведения автора. Роман "Автомобильный Король. Повесть о Фордовской Америке" был написан в 1937 году. Смотри также п.9 настоящего примечания. [вернуться назад

[xxvi] Реинкарнация – древнее мистическое учение о переселении душ. Наиболее распространено в Индии. Термин пришёлся по вкусу финансистам для обозначения проводимых ими операций. Подробности смотри в энциклопедии.     [вернуться назад]

[xxvii] В 1913 году заводы США продали 461500 легковых автомобилей. Всего в стране их было зарегистрировано 1 млн.190 тыс. автомобилей. Автомобильный рынок, рассчитанный на состоятельных покупателей, достиг своих пределов. Дальнейшее их производство относилось к рискованным мероприятиям.     [вернуться назад]

[xxviii] Фредерик Тейлор (1856-1915) филадельфийский инженер. Разработал систему "научного управления производством". Равнодушно относился к массовому производству. Его система сводилась к интенсификации труда и повышению его производительности, предусматривала рационализацию производства, строгую регламентацию выполняемых работ, определение её продолжительности и норм выработки исходя из выносливости наиболее опытных работников, премирование за перевыполнение норм и снижение заработной платы за их невыполнение.

Не смотря на резкую критику со стороны Американских профсоюзов и лидера русских большевиков Ленина, назвавшего её "системой порабощения человека машиной", система Тейлора легла в основу Советской системы управления производством. Широко использовалась нацистской Германией, другими нацистскими и называющими себя демократическими режимами.

Более длительный Советский опыт доказал бесперспективность этой системы. Вопреки учению экономика развивалась главным образом не интенсивными, а экстенсивными методами. Интенсификация достигалась в основном за счёт научно-технической революции, своевременного технического перевооружения предприятий, раскрепощения труда и прямой заинтересованности работников в его результатах.

Но, не смотря на открытое признание этих очевидных фактов ещё правительством Косыгина, незначительно модифицированная система Тейлора продолжала действовать на советских предприятиях вплоть до их полного разорения.  

В странах СНГ действует до настоящего времени. Особой популярностью пользуется у руководителей Российских предприятий и у Белорусского президента.      [вернуться назад]

 

Hosted by uCoz